Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Успенский собор Московского Кремля

Остановить слайд-шоу
1/2

Успенский собор. Кремль.
Успенский собор. Кремль.

Внутри собор поражал своей строгостью и великолепием. Его украшает «велелепная» роспись, над которой на протяжении столетий трудились лучшие мастера страны. Расположение икон в иконостасе, росписей на стенах и сводах храма подчинено единой идее: выразить торжество Вселенской Церкви. В этом создатели собора следовали старинному приему — обучению закону Божию через образы, так как далеко не все знали грамоту, и очень немногие могли читать духовную литературу в силу того, что книг, которые тогда еще переписывались от руки, было мало и они стоили очень дорого.

После освящения собор еще два года стоял не расписанным, пока в 1481 году к работе над восточной, алтарной частью не приступил великий русский иконописец XV века Дионисий с учениками — Тимофеем, Ярцем и Коней. Росписи Дионисия в алтаре Успенском соборе частично сохранились до наших дней. Его кисти принадлежат также несколько икон: храмовая икона «Успение Богоматери», иконы «О тебе радуется», «Петр митрополит с житием», «Алексий митрополит с житием».

К росписям северной, западной и южной стен собора приступили только в 1513 году. Как выглядела эта роспись — неизвестно, так как пожар 1626 года очень сильно повредил ее, и в 1642 году было решено расписать собор заново. Более ста живописцев приехали по царскому указу в Москву. Два года трудились мастера. Новая роспись была пышнее и богаче старой — только на позолоту было израсходовано более двух тысяч тонких листов золота. А через восемь лет после окончания росписи собора мастера Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий ныне иконостас.

По мере присоединения к Москве новых земель в Успенский собор переносились особо почитаемые местные иконы — тем самым идея единения Руси получала сакральный смысл. Так в Свято Успенском соборе оказались древние иконы новгородского письма XII века — «Устюжское Благовещенье» и «Деисус», икона XII века «Спас Нерукотворный» из Владимира, «Деисус» работы владимиро-суздальских иконописцев конца XII века, иконы самого раннего периода московской государственности: «Спас Золотые Власы» и «Михаил Архангел», относящиеся к рубежу XII—XIII веков, иконы времен Ивана Калиты — «Спас Ярое Око» и «Борис и Глеб на конях», принадлежащие кисти московских мастеров XIV века.


« Назад  1 2 3 4 5  Вперед »