В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить храм, ставший главным храмом Северо-восточной, Залесской Руси — Свято Успенский собор. Храм стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Заняв наиболее выгодную точку городского рельефа, на кромке обрыва, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол Успенского собора было видно на многие версты вокруг.
Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии — ведь стольный Владимир-град вступал с Киевом не только в политическое, но и в церковное соперничество.
Для выполнения такой задачи местных мастеров было недостаточно, и тогда, по словам летописца, во Владимир «Бог привел мастеров из всех земель». В их числе были мастера из Киева, днепровских городов, Галича, Греции и Германии — присланные самим императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой: тем самым притязания князя Андрея на самостоятельность как бы получали внешнеполитическую поддержку. Белокаменные храмы Владимира, построенные при Андрее Боголюбском и его преемнике, Всеволоде Большое Гнездо, принадлежат к памятникам архитектуры мирового значения.
По высоте Свято Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской — храм новой столицы, по замыслу Андрея Боголюбского, естественно, не мог уступать киевской святыне. На постройку храма князь выделил десятую долю своих доходов. Успенский Собор был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого». Архитектура владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства — владимирский Успенский собор послужил примером для позднейших московских построек.
От стен Свято Успенского собора берет начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции — «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников севастийских», «Вознесение Александра Македонского на небо» — последний сюжет был в средние века широко распространен в Европе и на Востоке... Но эпоха расцвета белокаменной резьбы была еще впереди.