У русского народа существует поверье, что Центрально-Черноземная Россия находится под особым покровительством Богородицы. Недаром в прежние времена «поясом Богородицы» именовали Оку, берущую свое начало на Орловщи-не. Дорога на юг идет от Москвы через Подольск, и здесь, на реке Пахре, нас ждет встреча с первым знаменитым храмом на нашем пути — церковью Знамения Богородицы в селе Дубровицы.
В прошлом Дубровицы были одной из вотчин «дядьки» Петра, князя Бориса Алексеевича Голицына. Это село прославилось своей удивительной церковью Знамения Богородицы. Она причислена к памятникам мировой культуры.
Необычная архитектура храма завораживает. Его называют самым загадочным и самым необычайным памятником русской архитектуры начала XVIII века. Историки искусства ломают голову над тем, как вообще мог возникнуть под Москвой этот шедевр архитектуры, столь похожий и в то же время непохожий на все, что строилось раньше.
Белокаменная церковь Знамения Божьей Матери в Дубровицах поставлена на высоком берегу, на стрелке при впадении Десны в Пахру. Она была сооружена по заказу «дядьки» Петра I — князя Б. Голицына в 1690—1704 годах и представляет собой совершенно уникальное произведение русской архитектуры. Церковь была торжественно освящена 11 февраля 1704 года митрополитом Стефаном Яворским в присутствии Петра I и царевича Алексея.
Дубровицкая церковь построена на месте старого деревянного храма. Рассказывают, что недовольный храмом в своем селе Марфине, возведенным крепостным архитектором Белозеровым (которого в наказание до смерти засекли кнутом), властный и энергичный Голицын задумал построить в Дубровицах другой, более великолепный храм. Он выписал из Италии архитектора и около ста искусных мастеров, которые на протяжении 14 лет не покладая рук трудились над скульптурным убранством дубровицкого храма. Так был построен из ряда вон выдающийся своей затейливостью храм Знамения Богородицы.
Храм Знамения сложен из местного подольского известняка. Особенностью дубровицкой церкви является необычайное обилие каменной скульптуры. Знаменский храм иногда называют музеем скульптуры XVIII века. Скульптура и резьба по белому камню сверху донизу покрывают все наружные и внутренние стены церкви, почти не оставляя свободных мест. Здесь и диковинные цветы, и разрезные, узорные листья, причудливые капители колонн, затейливые белокаменные завитки. Нижняя часть храма покрыта рустом, то есть нарочито подчеркнутыми глубокими и вместе с тем тонко профилированными бороздками швов кладки. К порталам храма ведут фигурные лестницы, а увенчивает храм не традиционная глава, а ажурная золотая корона — символ славы Царя небесного, и в то же время — символ княжеской власти, символ князей Голицыных.