Посреди широкой поймы Москвы-реки возвышается холм почти правильной круглой формы. На нем расположилось древнее село Остров, в XVI—XVII веках бывшее дворцовой вотчиной. Сюда приезжали Василий III, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович. Любил бывать в селе Иван Грозный. Рассказывают, что, возможно, именно в недрах островского холма спрятана его легендарная библиотека. Пока найти ее никому не удалось, так что сегодня единственным зримым памятником пребывания Ивана Грозного в Острове служит шатровая Спасо-Преображенская церковь, видная за несколько километров окрест.
Белокаменный храм Преображения построен во второй половине XVI века, точная дата не установлена. Известно, что в 1646 году здесь в торжественной обстановке произошло освящение церкви в присутствии патриарха и царя. Однако особенности архитектуры храма не оставляют сомнения в том, что перед нами сооружение XVI века, поэтому можно думать, что названное освящение было сделано после ремонта или каких-либо достроек церкви.
Храм Спаса Преображения — уникальное произведение древнерусского зодчества. Уникальность храма состоит не только в том, что он целиком построен из белого камня, не только в поражающей красоте пирамид его кокошников, но и в деталях, нигде более не встречающихся в русском зодчестве. Тайна появления этих не свойственных древнерусской архитектуре форм остается неразгаданной. Особенно красивы не знающие себе равных круглые окна, обрамленное лучистыми розетками. Первоначально галерея-гульбище вокруг храма была открытой. Лишь в 1830 году она была превращена в закрытую. Невысокая колокольня в стиле псевдоготики построена в 1830 году.
Нарядный, благородный храм в Острове памятник той эпохи русского зодчества, которая может претендовать на название «русского ренессанса». Судя по всему, церковь строили два мастера: зодчий из Пскова и какой-то иностранный архитектор — в церкви Спаса-Преображения, по словам А. Н. Греча, слились формы деревянной русской архитектуры, итальянизмы кремлевских соборов и, быть может, даже отзвуки североевропейского зодчества. Ярусы кокошников (их более 200), напоминающие окаменевшую морскую пену, не только украшают храм, но и способствуют слиянию всех его форм в единую пирамидальную композицию. В толще стен храма проложена лестница, ведущая к основанию шатра, откуда открывается вид на Москву-реку.
Внешний облик здания монументально торжественный, даже величественный. Так же величественно выглядит он и внутри. Храм небольшой — ведь он был рассчитан только на великокняжескую семью и придворных.