Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    

Санкт-Петербург и Ленинградская область. 9     Архангельск и область 4     Великий Новгород и Новгородская область 8     Вологда и область 6     Псков и область 4     Республика Карелия 2     Калининград и область 0     Мурманск и область 0     Ненецкий автономный округ 0     Республика Коми 0    

Церковь Спаса на Ильине

Остановить слайд-шоу
1/5


Епифаний Премудрый, автор житий св. Сергия Радонежского и св. Стефана Пермского, встречался с Феофаном Греком и оставил нам свидетельство об этом гениальном художнике: «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока... в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. В Москве им расписаны три церкви...Терем у великого князя расписан им невиданною и необычайной росписью... Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, гладя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству, и я, ничтожный и неразумный, возымел большую смелость и часто ходил на беседу к нему».

Феофан Грек появился в Новгороде в 1370-х годах, когда здесь уже сложилась собственная художественная школа живописи. Приехав в Новгород, Феофан Грек, по словам Л. Д. Любимова, «увидел народ, не прозябающий в словопрениях, а упорно и вдохновенно воздвигающий надежное здание своего будущего... Он увидел нацию не издыхающую, а развивающуюся в постоянном творческом порыве... сознающую свои возможности и свою жизненность. Он увидел фрески Нередицы и, конечно, осознал живописную мощь и величественную вдохновенность их образов. Он должен был восхититься полнокровием и яркостью новгородской иконописи. И поняв и полюбив ее, он сочетал с ней собственную гениальность, всю страстность своего не знающего преград художественного темперамента, радуясь тому, как его дерзания благодарно воспринимались на новгородской почве».

О творчестве Феофана Грека можно судить лишь по очень немногим сохранившимся работам. Но и этого достаточно, чтобы поставить его в ряд крупнейших мастеров мировой культуры. И наиболее полным собранием произведений Феофана Грека является церковь Спаса на Ильине, хотя и эти фрески дошли до наших дней с утратами. Лучше всего сохранились фрески в барабане главы и в северо-западном Троицком приделе.


« Назад  1 2 3 4  Вперед »