Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Церковь Ильи пророка

Остановить слайд-шоу
1/4

Церковь Ильи пророка
Церковь Ильи пророка
Церковь Ильи пророка
Церковь Ильи пророка

Новые веяния в иконописи вызывали неоднозначную оценку у современников. Особенное негодование «живоподобные» образы вызывали у сторонников старообрядчества. «Огнепальный» протопоп Аввакум, пламенный обличитель церковных реформ, затеянных Никоном, считал, что нет ничего хуже и низменнее, чем «будто живые писать». В поощрении подобных новшеств он обвинял патриарха Никона и его последователей: «По попущении Божию умножились в нашей русской земле иконного письма неподобного изографы, а великий власти соблаговоляют им... А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать, устрояет все по-фряжскому, сиречь понемецкому... Посмотри-ка на рожу свою и на брюхо свое, никонианин окаянный — толст ведь ты. Как в дверь небесную хочешь войти? Взгляни на святые иконы и смотри на угодивших Богу, как хорошие изографы изображают их облик: лица и руки, и ноги и все чувства тонки и измождены от поста и труда, и всякой скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишете таковых же, якоже вы сами: толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стульцы... А то все писано по плотскому умыслу, так как сами еретики возлюбили толстоту плотскую и отвергли возвышенное... Ох, ох, бедные! Русь, чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев!».

Иное мнение, но тоже горячо и откровенно, высказывали те, кто считал новые веяния в искусстве — «благообразное живописание» — оправданными, так как человеческая красота суть «богодарованна». Иконописец Иосип Владимиров, друг знаменитого Симона Ушакова — «царского жалованного иконописца», автор «Трактата об иконописании», в полемике с сербским архидьяконом Плеш-ковичем так отстаивал свои взгляды: «Неужели ты скажешь, что только одним русским дано писать иконы, и только одному русскому иконописанию поклоняться, а из прочих земель не принимать и не почитать? Ты один, злозавистный Плеш-кович, как бешеный пес, мятешься и растравляешь развращенное сердце твое... Где такое указание; которое повелевает одною формою, смутно и темновидно святые лица писать? Разве род человеческий на одно лицо создан? Все ли святые смуглыми и тощими были? Но берегись, лукавый завистник, перестань клеветать на благообразное живописание, чтобы не быть ввержену, как сатане, в бездну...».


« Назад  1 2 3 4  Вперед »