Сретенская церковь
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/1
Сретенская надвратная церковь сооружена в 1680 году. Она обращенна своим фасадом на запад, в сторону дороги, идущей от Углича. Сретенская церковь с ее башнями и входом — подлинная сказка. Другого термина не найдешь. Недаром ее рисовали и живописали лучшие русские художники. Не раз она служила прообразом для театральных декораций.
Сретенская церковь, действительно, выражает мысль о главенстве церкви. Поставлена она на очень высоком месте и фланкируется двумя башнями. Церковь, видная далеко со всех сторон, доминирует здесь над пониженной местностью, над низенькими домиками слобод. Она пленяет красотой своих сочных форм и этим как бы диктует свое первенство.
Фасады ее богато декорированы. Особенно хороши здесь пояса, их три, и из них выделяется аркатурный пояс под самой кровлей. Очень хорошо обработаны тесаниной окна в форме «городочков» и кокошников.
У Сретенской церкви два богато декорированных входа: западный и северный. Храм пятиглавый, средний барабан световой, апсида имеет прямоугольную форму, вопреки церковному уставу. К церкви с северной и западной сторон примыкает галерея, обработанная изразцами, ширинками, особенно нарядная с севера, с традиционными висячими гирьками и воротами.
Интерьер церкви бесстолпный. По сторонам по две парные полуколонны, несущие на себе средние арки храма. Верхние окна церкви так расположены, что в них всегда наблюдается солнечный свет. Этому, вероятно, еще способствовала золотисто-охристая окраска стен вперемешку с белыми колоннами и подоконниками, которая была тут раньше. Теперь окраска изменена. В церкви нет никакой росписи. Только в восточной ее части в XVII веке были расписаны фресковой живописью три входа в алтарь, и над входом тоже небольшое фресковое панно. Памятник несколько раз подвергался перестройкам, и особенно в XVIII веке, когда церковь лишилась из-за ветхости тесового покрытия чешуей. Были изменены покрытия маковиц и кровли. Их покрыли железом, изменив старую форму.
Красно-белая окраска и обилие декоративных форм делает Сретенскую церковь Борисоглебского монастыря одним из самых привлекательных русских памятников архитектуры 80-х годов XVII века.
Декоративные свойства данного Сретенского храма в известной степени увеличены еще тем, что башни у входа разнятся в объеме, а при подходе к входу в панораму включаются угловые, тоже круглые башни монастырской ограды. Тем самым как бы невольно создается большой по протяженности фасад с четырьмя башнями.