Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    

Санкт-Петербург и Ленинградская область. 9     Архангельск и область 4     Великий Новгород и Новгородская область 8     Вологда и область 6     Псков и область 4     Республика Карелия 2     Калининград и область 0     Мурманск и область 0     Ненецкий автономный округ 0     Республика Коми 0    

Снетогорский монастырь

Остановить слайд-шоу
1/6


Кованые двери ведут внутрь собора. Свет льется в широкие боковые окна. Стены и своды расписаны фресками. И постепенно зритель начинает погружаться в реальный, вещественный мир средневекового искусства, неразрывно связанного с религией...

«Ангелы в вишневых нимбах, парящие на бархатисто-синем небе, трубят в золотые трубы. Серое двуглавое чудище в виде змея с лапами и былым брюхом разевает пасть, готовясь пожрать грешника. Над хорами два ангела сворачивают небесный свиток, усеянный звездами, похожими на цветы. К нему подняты огромные, печальные, словно наполненные слезами глаза прекрасного молодого пророка. По сторонам выстроились праведники. Белый косоглазый конь, похожий на Конька-горбунка, торжественно ступая по синему полю, прядет длинными ушами. Он везет свою драгоценную ношу в Египет. Бешено мчатся кони волхвов. В реке Иордан плещутся золотые рыбы. Трагически напряжены лица апостолов, которых несут на руках ангелы, спешащие ко гробу Богоматери. Сосредоточенны мудрые лики старцев, словно выстроившихся вдоль стены. Торжествующе распахнуты крылья ангела, сидящего на ложе Воскресшего. Фрески написаны свободно; они очень глубоки» (Е. Н. Морозкина. Псковская земля, М., 1986).

Всю ширину восточной части свода занимает сцена Распятия. Изображение страдания и смерти достигло здесь такой чистой гармонии и просветленности, что по своему возвышенному гуманизму не многое с ним сравнимо.

Долгое время считалось, что авторами росписей собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря были греческие мастера. Но на одной из фресок сравнительно недавно была обнаружена сербская надпись. Все исследователи фресок Снетогорского монастыря отмечали их сходство с росписями Спаса на Нередице. Их роднит та же страстная, мощная, властная и вместе с тем грубая сила, какой отличаются образы нередицкой росписи.

Фрески Снетогорского монастыря отражают народную религиозную стихию. Подобных памятников когда-то было немало — от Афонской горы и Сербии до Пскова и Новгорода. Сегодня в России Снетогорский монастырь, пожалуй, единственный сохранившийся памятник подобного рода.

Фрески Снетогорского монастыря отличает тот интуитивный тип искусства, присущий художникам средневековой Сербии, Греции, Македонии, Грузии, когда мастер творит «из себя», побуждаемый собственным эмоциональным импульсом, собственным ощущением Бога. Эту манеру творчества нередко связывают с пением — душа поет, потому что не может не петь, мастер творит, потому что не может не творить... «Взволнованные», эмоциональные Снетогорские фрески — застывшее на стенах собора пение.


« Назад  1 2 3 4  Вперед »