Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Ростовский Успенский собор

Остановить слайд-шоу
1/2


И вот перед нами величественный ростовский Успенский собор. К какому же времени он относится? Предположений было много, тем более что в течение XVI века зодчие городских и монастырских соборов не раз обращались к прототипу в лице Московского Успенского собора. Из различных мнений наиболее вероятным кажется мнение ученых, связавших постройку этого огромного здания с 1587 годом, когда в Ростове была учреждена митрополия, а митрополитом назначен некий Варлаам, которому в 1606 году наследовал Филарет Никитич Романов, отец будущего царя — Михаила Федоровича и сам будущий патриарх всея Руси.

Свято Успенский Собор после недавней реставрации поражает своей монументальностью. Мощные лопатки подчеркнуты легкими перехватами поясов, во втором ряду сверху идет колончатый пояс, с арками которого перекликаются верхние окна, входящие в тимпаны закомар, и нижние с большими «развернутыми» наружу откосами окон. Все здесь говорит о силе и мощи. В особенности это относится к почти шаровидным главам, по-ярославски крытым ромбовидной чешуей, то загорающейся в лучах солнца золотом, то пре¬вращающейся в серебро, когда на них набегает тень облаков.

Главы по низу, как и закомары, оторочены декоративной бахромой — подзорами, тоже позолоченными, что усиливает декоративность этого великолепного памятника. С юга помещена паперть на сравнительно нетолстых столбах с «вислым камением» — с подвесными гирьками, которые так любили в XVII веке. По-видимому, эта паперть была сделана именно в этом столетии при митрополите Ионе Сысоевиче, построившем с южной стороны Успенского собора в Ростове свою резиденцию «митрополию» (видимо, ему же принадлежат купола собора; по своим внешним формам — они XVII в.). Выйдя из Воскресенских ворот, он прямо попадал в Успенский собор через это крыльцо-паперть, расписанное в 1696 году и оттеняющее своими небольшими декоративными формами величие храма.

Несмотря на то, что ко времени начала бурной строительной деятельности митрополита Ионы собор давно, уже столетие, занимал ведущее место в городе, властолюбивый владыка не оставлял его своими заботами.

Западный вход получил решетчатые «затворы» — решетки кубовидной формы с репьями, выполненные ростовским кузнецом Максимом Гордеевым в 1696 году. На второй, уже глухой двери Ростовского собора помещены замечательные звериные маски древнего портала старого собора XII века, так распространенные в те времена. С ними соседствуют замки, внешняя сторона которых выполнена кузнецом Иваном Алексеевым с применением ажурно-просечного рисунка. Некогда полосы, членящие врата, маски и замок, были посеребрены и позолочены, что на фоне белых стен Успенского собора создавало яркие декоративные «пятна».


1 2  Вперед »