Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Рождественский собор в Суздале

Остановить слайд-шоу
1/7

Рожденственский собор в Суздале
Рожденственский собор в Суздале
Рожденственский собор в Суздале
Рожденственский собор в Суздале
Рожденственский собор в Суздале
Рожденственский собор в Суздале
Рожденственский собор в Суздале

Основание в Суздале деревянной соборной церкви во имя Рождества Христова приписывается еще Владимиру Святому. Первый каменный собор в Суздале построил Владимир Мономах. Построенный Мономахом храм стал оплотом православной церкви в крае, куда только-только пришло христианство.

Существующий белокаменный собор Рождества Богоматери в Суздале был заложен великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном в 1222 году. Он построен на месте прежнего храма, заложенного Владимиром Мономахом и перестроенного при Юрии Долгоруком. Фрагменты этих сооружений вошли в объем нового Рожденствоенского собора. В 1225 году строительство собора было закончено. Ныне он является единственным памятником Суздаля домонгольской эпохи, правда, сохранившимся далеко не полностью — от белокаменного Рождественсткого собора 1222—1225 годов остались только стены нижней части. Верх храма переложен в XVI веке из кирпича.

Длина Рождественского собора в Суздале составляет 24,5 метра, высота — около 33 метров. Первоначально храм был трехглавым. Он послужил образцом для многих других трехглавых соборов, построенных в XIV—XV веках: Успенского собора в Коломне (1374— 1382), Благовещенского собора в Московском Кремле (1489) и др.

Суздальский Рождественский собор был первым собственно городским собором, а не княжеским и не монастырским. Он рассчитан на большое количество людей. Храм был пышно украшен и «измощен мрамором красным, разноличным». Первоначально алтарь отделялся белокаменной алтарной преградой. В конце XVII века ее сменил ныне существующий иконостас, одним из авторов которого был крупный художник того времени — «государев иконописец» Григорий Зиновьев. Иконостас прост и монументален. Он напоминает гладкую, окованную золоченым серебром стену, на фоне которой высвечиваются строгие фигуры святых, склонившихся к центральному образу — лику Христа.

Пол храма был выложен цветными майоликовыми плитками в технике мозаики — плитки образовывали сложные, сверкающие глазурованной поверхностью узоры. В храме был установлен выполненный в технике золотой наводки по меди архиерейский амвон. Он погиб в годы Смутного времени. В соборе имелась драгоценная утварь, доставленная купцами из разных стран. Внутреннее убранство собора сильно пострадало во времена татаро-монгольского нашествия.


1 2 3  Вперед »