Почитание святых

Почитание святых — это важнейшая составная часть православного вероучения. Святые — это земные люди, которые достигли обожествления, то есть состояния причастности к Богу через восприятие энергий божественных и воссоединение с ними,  дающееся им в качестве награды за их праведность. Разделяя в жизни земной вместе с другими людьми все тяготы бренного существования, они становились носителями качеств, которые присущи иному миру. Святой и праведник — это земной ангел и небесный человек. Он призван соединять Церковь Небесную и Церковь земную, свидетельствовать о действенности божественного начала в мире земном. После смерти он вступает в Небесную Церковь и становится покровителем и молитвенником христиан, которые прибегают к его помощи. Святые — это всегда исторические лица, открывавшие для времени своего пути национального религиозного призвания, ярко характеризующие ту или иную историческую эпоху. Русский историк Г. П. Федотов писал, что «именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры».

Народное, почитание святого, всегда складывающееся стихийно, как правило, предшествало признанию его святым Церковью. Церковное признание должно выражаться актом канонизации, который привызывает  паству к почитанию праведника в формах принятого общественно­го богослужения, а также через жития, иконы, молитвословия и церковные службы. Основанием для канонизации являются жизнь и подвиги святого, чудеса, которые были совершенны им при жизни или после смерти, а в некоторых случаях нетленность мощей. Помимо общецерковной канонизации, существует местная, епархиальная канонизация. В этом случае почитание святого совершается в границах города, храма, монастыря.

Церковь признает так же и малоизвестных святых, слава которых еще не была открыта миру. Церковь не запрещает частных молитв при обращеннии к усопшим праведникам. Главное отличие канонизированных святых от почитаемых усопших праведников состоит в том, что первым служатся молебны, а последним — па­нихиды. Именно этим вызвано то обстоятельство, что в многочисленных списках русских святых часто указывается разное число праведников.


1 2  Вперед »