О роли света и звука в храме

Нужно сказать, что не только праздник Пасхи проводится с подобной торжественностью, но и Рождество Христово. О службах же вообще и о тех, которые посвящены названным событиям в частности, мы поговорим несколько позже.

Помимо света в храме очень важен звук. Поскольку мы говорим об особом пространстве, о модели Вселенной, то и звук должен быть здесь особый.

Голоса священника, чтеца, хора и даже самое тихое слово должны быть хорошо различимы. Поэтому в храмах очень хорошая акустика. В древние времена для уси­ления звука в кладку западной стены церкви даже вмазывали горшки и кувшины, чтобы увеличить площадь сферических поверхностей, отражающих звук.

Звук в храме — это, прежде всего, голос. Подобный выбор едва ли случаен: являясь созданным Богом, он оказывается совершенным инструментом с точки зрения религии. Согласитесь, церковные песнопения, да еще и на несколько голосов, завораживают. Здесь, пожалуй, равнодушных не будет.

Человек, поющий в православном хоре, не просто исполняет мелодию, не просто возносит молитву Богу, но еще и учится гармоничному сосуществованию с другими людьми, ведь в хоре один голос сам по себе ничего не решает, результат дает только созвучие.

Мелодия и слово тесно связаны между собой, содержание песнопений соответ­ствует основам веры, помимо красоты, оно несет истину.

Единственным музыкальным инструментом, помимо человеческого голоса, в православном храме является колокол, выполняющий изначально второстепенную, вспомогательную роль (колокола созывали на молитву).

Как правило, на колокольне православного храма находится несколько коло­колов разного размера. Несмотря на то, что кажущиеся исконно православными, они пришли к нам из северной Италии, без мелодичного перезвона русский храм так же немыслим, как западный — без органа. Последний стал у нас светским инструментом, хотя и попал в Европу из Византии (правда, и там он звучал при дворе императора).

Благовест в нашем сознании нераздельно связан с русской православной куль­турой и ее традициями. Мелодия, рожденная каждым из колоколов, прекрасна, но, сливаясь в один, эти голоса рождают ни с чем не сравнимый звук.




« Назад  1 2 3