О роли света и звука в храме
Нужно сказать, что не только праздник Пасхи проводится с подобной торжественностью, но и Рождество Христово. О службах же вообще и о тех, которые посвящены названным событиям в частности, мы поговорим несколько позже.
Помимо света в храме очень важен звук. Поскольку мы говорим об особом пространстве, о модели Вселенной, то и звук должен быть здесь особый.
Голоса священника, чтеца, хора и даже самое тихое слово должны быть хорошо различимы. Поэтому в храмах очень хорошая акустика. В древние времена для усиления звука в кладку западной стены церкви даже вмазывали горшки и кувшины, чтобы увеличить площадь сферических поверхностей, отражающих звук.
Звук в храме — это, прежде всего, голос. Подобный выбор едва ли случаен: являясь созданным Богом, он оказывается совершенным инструментом с точки зрения религии. Согласитесь, церковные песнопения, да еще и на несколько голосов, завораживают. Здесь, пожалуй, равнодушных не будет.
Человек, поющий в православном хоре, не просто исполняет мелодию, не просто возносит молитву Богу, но еще и учится гармоничному сосуществованию с другими людьми, ведь в хоре один голос сам по себе ничего не решает, результат дает только созвучие.
Мелодия и слово тесно связаны между собой, содержание песнопений соответствует основам веры, помимо красоты, оно несет истину.
Единственным музыкальным инструментом, помимо человеческого голоса, в православном храме является колокол, выполняющий изначально второстепенную, вспомогательную роль (колокола созывали на молитву).
Как правило, на колокольне православного храма находится несколько колоколов разного размера. Несмотря на то, что кажущиеся исконно православными, они пришли к нам из северной Италии, без мелодичного перезвона русский храм так же немыслим, как западный — без органа. Последний стал у нас светским инструментом, хотя и попал в Европу из Византии (правда, и там он звучал при дворе императора).
Благовест в нашем сознании нераздельно связан с русской православной культурой и ее традициями. Мелодия, рожденная каждым из колоколов, прекрасна, но, сливаясь в один, эти голоса рождают ни с чем не сравнимый звук.