Суровые монастырские стены поднимаются над высокой обрывистой горой на берегу Москвы-реки. Из-за стен, в зелени деревьев, виднеются могучие главы большого собора и высокая колокольня с позолоченной главой. Это — Новоспасский монастырь в Москве, некогда один из каменных стражей Москвы, защищавший Коломенскую дорогу.
Новоспасский монастырь — «внук» Данилова монастыря. Он был основан в 1330 году, первоначально назывался Спасским и располагался в Кремле, а первыми его насельниками были монахи переведенного в Кремль Данилова монастыря. В связи с начавшейся в конце XV века перестройкой Кремля, в 1462 году, Спасский монастырь был перенесен на новое место — на Крутицы, на Васильевский лужок, и назван Новоспасским.
В 1491 — 1496 годах в Новоспасском монастыре был сооружен каменный монастырский собор. Вероятно, его строил итальянский архитектор, из числа работавших в ту пору в Москве итальянцев, — об этом говорит фрагмент первоначальной постройки, сохранивший яркие черты итальянского зодчества.
С XVI века Спасский собор стал родовой усыпальницей боярской семьи Романовых. Здесь погребена, в частности, инокиня Марфа — мать царя Михаила Федоровича. Поэтому нет ничего удивительного, что после восхождения на престол царя Михаила Романова в Новоспасском монастыре началось грандиозное каменное строительство. Уже в 1620-х годах были построены палаты патриарха Филарета — Архиерейский дом. В 1630 году на средства царя Михаила Федоровича и его матери вокруг монастыря начали возводиться стены «с мушкетным, лучным и пушечными боями», башнями и стрельницами. Сооружение монастырской ограды было завершено в 1640-х годах. Протяженность стен Новоспасского монастыря составляет более полукилометра, высота — до 7,5 метров, толщина — 2 метра. В эти же годы были построены корпуса келий.
В середине XVII века при архимандрите Никоне, будущем патриархе, старый собор был почти полностью разобран, и на его месте в 1645 году началось строительство нового собора — грандиозного, торжественного, увенчанного могучим пятиглавием. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Никон и которые семь лет спустя были объявлены им «образцовыми» для всей России. Внутри собора сохранились фрески XVII века.