Никольский Морской собор
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/4
Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегий князь М. М. Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «в воздаяние достойной памяти славных дел флота российского» предлагалось учредить в Санкт-Петербурге храм во имя Св. Николая Чудотворца — покровителя моряков. Вскоре последовал указ «о построении каменной церкви на Морском полковом дворе».
Никольский собор строил Савва Иванович Чевакинский — один из самых одаренных русских зодчих середины 18-го столетия.
С. И. Чевакинский родился в 1713 году близ Торжка, в сельце Вешки — родовом имении небогатых дворян Чевакинских. В 16 лет он был отдан для обучения «навигацким наукам» в Морскую академию в Петербурге. Но моряка из него не вышло — в 1731 году Чевакинский ушел из Академии и поступил учеником в команду главного архитектора Адмиралтейств-коллегий И. К. Коробова, занимавшейся постройками по линии морского ведомства и отделкой кораблей. После семи лет изучения архитектурной премудрости, Савва Чевакинский был произведен в «архитектурии гезели», по-старому — в подмастерья. Так началась его самостоятельная деятельность.
Главным сооружением Саввы Чевакинского стал величественный Никольский морской собор в Петербурге. Собор задумывался по образцу Успенского собора в Астрахани. Однако этот образец был творчески претворен архитектором в совершенно оригинальное произведение.
Двухэтажный, увенчанный пятью широко расставленными куполами собор украшают группы колонн, стоящих на высоких постаментах. Храм двухпрестольный. Один престол посвящен св. Николаю Чудотворцу, второй — во имя Богоявления Господня.
По проекту Чевакинского создан и иконостас Свято Никольского собора — один из самых замечательных образцов русского искусства того времени. Иконостас украшен великолепной колоннадой и тонкой резьбой. Образа для иконостасов написаны известным живописцем того времени, уроженцем Осташкова Миной Колокольниковым. Золочение иконостаса делал знаменитый мастер золотильщик Семен Золотой.
Морской Никольский собор Кронштадта рассчитан на 10 000 человек. Праздничное зрелище создавала внутренняя отделка собора — золочение, лепнина, резьба по дереву и камню.