Николай Японский

В селе Береза Смоленской губернии 1 августа 1836 года в семье бедного дьякона Дмитрия Касаткина родился сын. Мальчика окрестили Иваном. Кто же мог подумать, что именно Ваня Касаткин станет третьим (после святой княгини Ольги и святого князя Владимира) русским святым, прославленным в чине равноапостольных!

Все началось с того, что в 1855 году Япония наконец разрешила русским учредить в стране первую дипломатическую миссию. В 1860 году русский консул в Японии направил в Святейший Синод просьбу прислать достойного пастыря, «который мог быть полезным не только своей духовной деятельностью, но и учеными трудами и своей личной жизнью в состоянии был бы дать хорошее понятие о нашем духовенстве не только японцам, но и иностранцам». Просьба была передана в Духовную академию.

В числе ее выпускников был и Иван Касаткин. Узнав о письме, он сразу же подал прошение о постриге в монашество и назначении в русское консульство в Японии. Просьба не встретила возражений. В июне 1860 года Иван принял постриг с именем Николай. В том же месяце он был посвящен в сан иеромонаха и стал иноком-миссионером. А уже в июле 24-летний иеромонах выехал на место служения — в японский город Хакодате.

В те годы проповедь Евангелия в этой стране казалась совершенно немыслимой. По словам самого Николая, «японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство — как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Действительно, японцы были совершенно чужды христианской этике, крепко держались за свои обычаи и с неприязнью относились ко всему иностранному. В их сознании христиане, поклоняющиеся Христу, который был распят на кресте, выглядели, мягко говоря, нелепыми чудаками, так как утверждали, что этот человек был Богом. Казалось бы, первые годы пребывания на чужой земле только подтвердили эту печальную мысль: спустя 8 лет жизни в Японии паства русского миссионера составляла всего 12 человек.

Одним из первых японцев, который был обращен отцом Николаем в православие, был Савабе. Этот японец, превратившийся в Павла, был жрецом, пользовался всеобщим уважением и жил в совершенном довольстве. Однажды он зашел к отцу Николаю только затем, чтобы высказать свое презрение к христианской вере. Начав разговор насмешливо и резко, он постепенно делался все задумчивей.


1 2 3  Вперед »