Миропомазание

Христос  в переводе с греческого означает «помазанник». Обряд помазания человека оливковым маслом (елеем) в древние времена свидетельствовал о причастности дарам Святого Духа, о его избрании на служение Богу. Так, Моисей помазал елеем Аарона и его сыновей, которых Бог выбрал для священства, Илия — Елисея на служение пророка, Самуил помазал на царство Саула.

После Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на новозаветную Церковь, Таинство елеопомазания стало достоянием всех ее членов. И в наши дни оно совершается перед крещением и во время всенощных бдений.

Помазание лба перед Крещением, груди, рук, ушей и ног несет в себе несколько смыслов. Во-первых, знаменует соединение с Христом, словно соединению дикой ветви с плодоносным деревом. Во-вторых, говорит об умирании для греха, так как раньше усопших мазали елеем. В-третьих, придает силы для борьбы с грехом по подобию античных борцов, которые перед схваткой всегда мазали тело. При этом действии священник всегда произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

Елеопомазание за всенощным бдением перед праздником бывает над всеми молящимися в храме как напутствие, благословение на их дальнейшие подвиги. Оно проводится с молитвенным призыванием того, в честь кого совершается служба.

От простого елеопомазания следует отличать помазание  освященным миром. Верующему даются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни. В Православной Церкви с крещением также соединено другое Таинство — Миропомазание. Обряд помазания освященным миром — ароматным веществом, созданного опять же на основе оливкового масла — знаменует дарование благодати на особое служение. Через миропомазание Церковь дает дары Святого Духа на служение  христианское Богу и людям.

Новокрещенный в этом Таинстве получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше». Таинство Миропомазания производится через помазание Миром — после особой молитвы — глаз, лба, ноздрей, ушей, уст, груди, рук и ног новокрещенного. При каждом помазании священник должен произносит слова: «Печать дара Духа Святаго», а крещаемый и крестные отвечают: «Аминь» (истинно). При этом крестообразно мажется лоб — в знак освящения мыслей; глаза — для освящения зрения, чтобы увидеть свет истины; уши — чтобы слышать слова Божие; уста — для освящения речей крещаемого; руки — чтобы дела творить, угодные Богу; ноги — дабы ходить по путям Божиим и не сходить с них; грудь — для освящения сердца, которое принимает в себя частичку Христа. Иногда это Таинство сравнивают с запечатыванием сосудов с миром, так как христианин должен всегда оставаться вместилищем благодати и жилищем Святого Духа.


1 2  Вперед »