Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    

Санкт-Петербург и Ленинградская область. 9     Архангельск и область 4     Великий Новгород и Новгородская область 8     Вологда и область 6     Псков и область 4     Республика Карелия 2     Калининград и область 0     Мурманск и область 0     Ненецкий автономный округ 0     Республика Коми 0    

Казанский собор

Остановить слайд-шоу
1/4

Казанский собор
Казанский собор
Казанский собор в Питере
Казанский собор

Казанский собор имеет в плане форму латинского креста. В соответствии с традицией его алтарная часть обращена на восток. На Невский проспект обращен северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная колоннада из девяноста шести стоящих в четыре ряда колонн. Грандиозная и вместе с тем легкая колоннада Казанского собора своими полукруглыми крыльями раскрыта навстречу Невскому проспекту. Она охватывает широкую полукруглую площадь перед собором. Крылья колоннады замыкаются монументальными порталами, представляющими собой сквозные проезды. А. Н. Воронихин предполагал устроить такую же колоннаду и на южном фасаде собора, но этот замысел не был осуществлен.

Колоннада, образующая площадь на Невском проспекте, скрывает основную часть фасада собора. Лишь в центре над рядами колонн поднимается на круглом барабане купол 70-метровой высоты. Длина собора составляет 72,5 метра, ширина — 56,7 метра. Длина каждого из крыльев колоннады составляет 42,7 метра.

Весь фасад Казанского собора облицован пудожским камнем. Этот мягкий известняк, который добывался в девяти километрах от Гатчины, близ деревни Пудость, или Пудож (отсюда его название), в первое время после выломки легко пилится и даже режется ножом и из него можно вырезать любые фигуры и самый тонкий орнамент. Но зато потом, после продолжительного пребывания на воздухе, камень твердеет и приобретает прочность кирпича. Из пудожского камня вытесаны наружные колонны, балюстрады и рельефы собора.

Стены собора прорезаны гигантскими окнами. Во внешнем оформлении храма широко использована скульптура. Рельефное панно «Иссекание Моисеем воды в пустыне» над восточным проездом выполнено И. П. Мартосом, панно «Воздвижение медного змия» над западным проездом — И. П. Прокофьевым. Фриз над апсидой храма, изображающий «Вход в Иерусалим», создан Д. Рашеттом. В нишах за колоннами стоят большие скульптуры: князь Владимир и Александр Невский (работы скульптора С. С. Пименова), Андрей Первозванный (работы В. И. Демут - Малиновского) и Иоанн Предтеча (работы И. П. Мартоса). Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века В. П. Екимову. Барельефы и статуи на фасадах собора — выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Первоначально над крыльями колоннады возвышались бронзовые статуи архангела Михаила — ангела войны и архангела Гавриила — ангела мира, но в 1827 году они были сняты.

Внутри Казанский собор легок, светел и напоминает скорее дворцовый зал, чем собор. Три его нефа разделяются великолепными колоннадами из двух рядов колонн. Всего здесь 56 колонн, высеченных из розового финляндского гранита (который по своей плотности и цвету не уступает египетскому), и сегодня они создают основной эффект от внутреннего убранства собора и придают ему исключительную торжественность. Колонны изготовлены в начале XIX века мастером каменных дел Самсоном Сухановым. Бронзовые капители для них отливал литейщик Тарас Котов.


« Назад  1 2 3 4  Вперед »