История канонизации святых
В Древней Руси право торжественной канонизации очень долгое время сохраняли за собой митрополиты Киевские, а затем Московские. Именно митрополит Киевский Иоанн в XI веке составил ритуал служения и установил празднование самым первым русским святым — князьям Борису и Глебу. Главной особенностью прославления русских святых в XI—XVI веках было то, что акту канонизации предшествовало вскрытие захоронений праведников и перенос их останков в специально отведенные места, что нередко сопровождалось различного рода чудесами (князья Борис и Глеб, преподобный Феодосий Печерский, княгиня Ольга и др.). В месяцесловах этого времени указывается до 70 почитаемых усопших, причем 22 из них оказывалось общецерковное почитание.
Начиная с митрополита Макария, канонизация святых стала делом церковных соборов при первосвятителе. Плодом деятельности Макариевских Соборов явилась канонизация 39 русских святых, подчеркнувшая возросший авторитет Русской Православной Церкви. Соборы эпохи митрополита Макария как бы подвели итог 600-летней истории Русской Церкви, причислив к лику святых русских подвижников, свидетельства о чудесах и подвигах которых хранила народная память.
Не менее благоприятным временем для приращения русской святости стал XVII век. В это время в святцы было внесено 150 новых имен общецерковного и местного почитания. Важнейшей особенностью проводившихся канонизаций этого периода было прославление праведников, трудившихся на ниве укрепления Церкви и миссионерского просвещения, причем на первый план выдвигались не чудеса, связанные с останками святых, а древние византийские правила — причисление к лику святых епископов в силу их церковного сана.
Наступление синодального периода ознаменовалось тем, что единственной канониза-ционной инстанцией становится Святейший Синод. В XVIII—XIX веках, когда активность церковной жизни в России начала ослабевать, канонизации были крайне редки. До императора Николая II лишь четырех праведника было причислено к лику святых. Зато в период короткого царствования императора Николая II было канонизировано 7 новых святых. В начале XX века, кроме общечтимых и местночтимых святых, в России постоянно составлялись списки усопших православных христиан, которые назывались святыми, но в памяти церковной им творились только панихиды. Указанные списки включали около 500 имен.
Современный период открылся Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1917—1918 годах, на котором к лику святых были причислены Иосиф Астраханский и Софроний Иркутский. В советский период, в 70-х годах, к лику святых были причислены митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, преподобный Герман Аляскинский и архиепископ Николай Японский. Много новых канонизационных актов состоялось в год празднования тысячелетия со дня крещения Руси. Среди новых признанных святых были Ксения Петербургская, Дмитрий Донской, Амвросий Оптинский и многие другие. В 90-е годы было установлено местное празднование новомученикам, которые пострадали в годы советской власти. 13—16 августа 2000 года на Архиерейском юбилейном соборе к лику святых были причтены члены царской семьи: Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей и царевны Татиана, Ольга, Анастасия, Мария, расстрелянные в 1918 году.