Искусство XVII века развивалось, как известно, под знаком все большего воздействия западно-европейских влияний. С этой точки зрения интересна икона „Рождество Богоматери" середины XVII века из города Мурома. Рисунок изящных, вытянутых фигур напоминает работы мастеров строгановской школы. Изображение младенца отделено в дополнительные сцены, так что основная композиция поздравления Анны не связана с образом Марии. Развивается архитектурный фон: слева от зрителя представлена архитектурная композиция по национальным мотивам, соединенная со зданием справа, имеющим типично голландскую крышу и боковой фасад восточного типа. К этому зданию ведут ступени. Расположение процессии дев, поздравляющих Анну, совпадает со ступенями, и создается впечатление, что они выходят из здания наружу, где будто возлежит Анна, что, на первый взгляд, кажется странным. Эта кажущаяся нелепость возникает оттого, что традиционный прием раздельного изображения действия и интерьера соединяется здесь с попытками глубинного развития пространства. Можно думать, что художник сам чувствовал странность своей композиции: он стремится разъединить процессию и вход в здание введением дополнительной сцены ласкания, прикрывающей изображение входа. Прорыв в глубину, однако, ощущается и здесь, и в других сценах.
Народная интерпретация новых представлений о пространстве наблюдается в иконе первой половины XVII века того же сюжета из села Дрюцково. Это произведение является весьма сложным. В энергичной эскизности живописной манеры и в орнаментальности чувствуются отголоски ярославских традиций. Ложе Анны высоко поднято; поздравляющие поднимаются к Анне по лестнице. Архитектурный фон сильно усложнен, во-первых, развертыванием архитектурных форм по плоскости и, во-вторых, введением дополнительных сцен с глубинным решением. В элементах архитектуры прослеживаются западные влияния. Сцена с птицами у фонтана символизирует рождение Богоматери как начало рая на земле и восходит к раннехристианским временам, но фазанов и павлинов эллинистического периода заменили гуси - славянский и угро-финский дохристианский символ божества. Наблюдаются попытки преодолеть противоречивость соединения западного глубинного и русского традиционно-развернутого пространства. Художник стремился объединить их энергичным движением, охватывающим все формы и элементы изображения.
1 2 3 | Вперед » |