Искусство XIV века

Искусство XIV века представлено в музее несколькими памятниками разных школ и направлений. XIV век был для русского народа эпохой суровых испытаний, эпохой собирания русских земель и восстановления культуры после разрушений, нанесенных монголо-татарами. Эта суровость времени отражается и в памятниках живописи, где она, в сочетании с идущими из Византии культурными и идейными веяниями „палеологовской" эпохи, рождает своеобразный стиль русского искусства XIV века с его психологической атмосферой драматизма и просветленного страдания. В XIV веке начинается выдвижение Москвы как культурного центра Руси. Уже в это время в московской живописи можно различать по крайней мере два направления - провизантийское и самобытное.

 Выдающимся произведением является относимый к XIV веку ,,Спас Нерукотворный". Икона находится еще в процессе реставрации, но уже сейчас можно говорить о том, что в будущем она станет одной из важных вех в изучении искусства этого времени. Простота и строгость суровых, словно вырубленных форм в соединении с большим мастерством позволяют видеть в ее создателе славянина, скорее всего русского, прошедшего выучку у византийских мастеров. По силе образа икона сопоставима с лучшими изображениями Спаса, находящимися в Успенском соборе Московского Кремля. Есть основания связывать икону с московским искусством.

Ко второй половине XIV века можно отнести „Крещение". Икона была, вероятно, чтимой, и в XVI веке ее реставрировали, дописав утраченное. „Крещение" относится к одному из направлений московской школы дорублевского периода. Подобных памятников сохранилось мало, что еще более увеличивает историческую значительность иконы. Поразительна простота средств, с которой иконописец добивается исключительной, редкостной силы выразительности образа Христа. Все построено на сдвинутых, обобщенных формах, возводящих образ к символу. Благодаря плавной живописности линий, игре бликов и психологической разработке лика эти формы приобретают убедительность реальности. Из сложнейшей ритмики человеческой фигуры мастер выделил и акцентировал лишь те элементы, которые, в его представлении, должны были сделать образ живым и вместе с тем бесстрастным. Рука Предтечи лежит на голове Христа, что является редкой особенностью иконографии „Крещения".


1 2  Вперед »