Искусство Севера в XVI веке

Особой областью развития художественного творчества является Север. Как и Новгород, этот обширный район избежал монголо-татарского нашествия. В течение веков пустынные дебри Севера осваивались и заселялись отважными поселенцами - сначала новгородцами, а затем выходцами из средней России. Уже в XIV веке Новгород, до этого времени безраздельно господствовавший над громадными северными просторами, начинает оттесняться Москвой. В художественном творчестве, однако, именно новгородские традиции явились тем фундаментом, на котором выросли так называемые „северные письма". Для последних характерны суровость и простота средств народного искусства.

Искусство Севера в XVI веке было разнообразным. Существовали многочисленные мастерские, рядом с народным примитивом жило профессиональное искусство, концентрировавшееся в основном в монастырях. Собрание музея обладает некоторыми характерными северными памятниками.

В местных центрах часто создавались свои варианты иконографии, что особенно сказывалось во второстепенных элементах. Небольшая Троица из села Бородавы (середина XVI в.) в изображении архитектуры и пейзажа не имеет ничего общего с рублевской традицией, но очень близка „Троице" XVI века из придела Рождества Богородицы новгородского Софийского собора. Судя по стилистическим и иконографическим признакам, икона создана в северной мастерской, связанной с Новгородом.

Совершенно иной северный центр представляет „Рождество Христово" (первая половина - середина XVI в.), поражающее изумительно чистыми, прозрачными красками. Как звучность цвета, так и рисунок фигур и горок сближают произведение с „Сошествием во ад" XVI века из Каргополя в Государственном Русском музее. С Каргополем или его окрестностями можно связывать, по-видимому, и публикуемую икону.

С течением времени меняется значение иконных фонов. Вслед за переходом от характерных для XV века золотых и охристых или красных (в Новгороде) фонов к распространению светло-зеленых и голубых (уже в конце XV в.) все чаще появляются фоны темных тонов. Эти фоны мы встречаем в работах царских мастеров третьей четверти XVI века; они развивают более раннюю художественную концепцию, культивируемую в придворной мастерской. Иногда эти потемневшие фоны очень красивы, как, например, на иконах „Параскева Пятница" и „Иоанн Предтеча Ангел пустыни". Однако их глубокие, насыщенные тона не имеют уже, по существу, ничего общего со „светом" в собственном смысле этого слова, хотя оно продолжает сохранять свое терминологическое значение для выражения понятия фона. Содержание термина выхолащивается, остается одна лишь его оболочка. Цвет фона все больше привлекает художников своим собственным художественным содержанием, независимо от общих требований иконописи. Таким образом, изменение в понимании фона дает толчок к развитию формальных цветовых эффектов.


1 2 3  Вперед »