Ипатьевский монастырь в Костроме
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/4
«Ипатьевский Монастырь лежит на крутом берегу реки Костромы, где вливает она в величественную Волгу быстрые свои воды, далеко потом посреди ея текущие отдельною струею сизаго цвета. Реки сии при весеннем разливе представляются необозримым морем, из коего одна только сия обитель возвышается. Сад, разбитый по верху больверка, построенного для предохранения от напору льда, и кажущийся воздушным, придает немало красоты грозным готическим башням и огромному зданию внутри зубчатых стен», — писал об Ипатьевском монастыре в 1820 году известный журналист, издатель и путешественник П. П. Свиньин.
Ипатьевский монастырь располагается на стрелке при впадении реки Костромы в Волгу. Точная дата основания монастыря неизвестна. Предположительно, он возник в конце XIII века, а по другим данным — в начале XIV века. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в 1435 году. Основателем монастыря традиционно считается татарский мурза Чет (Чета), принявший православие и поступивший на службу к московским князьям. Предание рассказывает, что когда мурза Чет ехал из Орды в Москву, то близ города Костромы, на месте будущего монастыря, он заболел и остановился для отдыха в устье реки Костромы. Тут во сне ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и великомученик Ипатий Гангрский, чтобы просветить неверного татарина светом веры Христовой. Богоматерь обещала ему исцеление, если мурза примет христианство. Выздоровев, Чет благополучно добрался до Москвы, где принял крещение. В память о своем чудесном исцелении Чет, во святом крещении Захарий, основал монастырь во имя Св. Ипатия Гангрского. Чет-Захарий стал родоначальником двух боярских фамилий — Годуновых и Сабуровых.
В 1435 году в Ипатьевском монастыре был подписан мирный договор между Василием Темным и Василием Косым, прекращавший длительную междоусобную войну. До конца XVI века монастырь был малоизвестен и небогат. Расцвет его начался только с возвышением семейства Годуновых, которые считали себя потомками легендарного мурзы Чета. Так как Годуновых постоянно обвиняли в «худородности», то семейство вспомнило вдруг об Ипатьевском монастыре, в котором покоился их родоначальник. Доказывая древность своего происхождения и стремясь оградить себя от политических притязаний Шуйских и Романовых, 1одуновы отыскали здесь свою родовую усыпальницу и стали всячески опекать монастырь.