Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Иосифо - Волоколамский монастырь

Остановить слайд-шоу
1/4


В восемнадцати километрах от Волоколамска, на берегу небольшого озера, расположен Иосифо-Волоколамский монастырь — некогда одна из богатейших обителей России.

Иосифо-Волоколамский монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким (ум. в 1515 году). Иосиф, в миру Иван Санин, ученик св. Пафну-тия Боровского, был на рубеже XV—XVI веков одним из виднейших деятелей церкви. Уроженец волоколамского села Язвищи, сын московского служилого человека, он принял постриг в двадцатилетнем возрасте в Пафнутьевом Боровском монастыре (по другим сведениям — в Волоколамском Возмищенском монастыре). После смерти основателя монастыря Иосиф Волоцкий некоторое время был игуменом Боровского монастыря, но затем ушел в волоколамские леса, где основал свою обитель на землях Волоцкого княжества. Средства на устроение обители пожертвовал князь Борис Васильевич Волоцкий.

Непримиримый борец с ересями, блестящий писатель и богослов, преподобный Иосиф оставил после себя большое духовное наследие, к числу которого относятся его «Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих», «Послание иконописцу», «Рассуждение об иноческом жительстве», а также многочисленные послания. Волоцкий игумен выступал за укрепление государственной власти и одновременно — за право церкви обличать «немилосердных» правителей и вельмож, «обидящих рабов и сирот». Преподобный Иосиф впервые указал на пределы иерархического послушания православного человека: «Иже убо царь злочестив, небреги сущих под ним — не царь есть, а мучитель... и ты такового царя не послушаеши. И еще епископ зол, небереги стада — не пастырь есть, а волк».

Иосиф Волоцкий являлся идеологом партии «иосифлян» («осифлян»), выступавших против сторонников св. преподобного Нила Сорского — «нестяжателей». Сутью конфликта был вопрос о праве церкви на владение богатствами земными — землями, крестьянами, капиталом и др. «Нестяжатели» выступали против этого, указывая, что церковь должна прежде всего стремиться к благам небесным. Но в итоге возобладала точка зрения «иосифлян». Великий князь Московский Василий III первоначально поддерживал нестяжателей, опасаясь экономического усиления церкви, но с 1526 года охладел к ним из-за того, что лидеры нестяжателей — старец Вассиан Косой (Патрикеев) и преподобный Максим Грек — резко осудили развод и вторичный брак Василия и насильственное пострижение в монахини его первой жены, Соломонии Сабуровой. Вассиан Косой и Максим Грек были обвинены в ереси и сосланы в заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь. Здесь Вассиан Косой умер (он погребен в монастыре), а Максим Грек, после 12-летнего заточения, был переведен в Тверской Отроч монастырь. Интересно, что сюда же, в Иосифо-Волоколамский монастырь, в 1539 году был сослан и противник «нестяжателей» — митрополит Московский Даниил, тот самый, который благословил развод великого князя Василия III и его брак с Еленой Глинской. Он умер здесь в заточении.


1 2 3 4  Вперед »