Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    

Санкт-Петербург и Ленинградская область. 9     Архангельск и область 4     Великий Новгород и Новгородская область 8     Вологда и область 6     Псков и область 4     Республика Карелия 2     Калининград и область 0     Мурманск и область 0     Ненецкий автономный округ 0     Республика Коми 0    

Воскресенский Смольный монастырь

Остановить слайд-шоу
1/5

Воскресенский Смольный монастырь
Воскресенский Смольный монастырь
Воскресенский Смольный монастырь
Воскресенский Смольный монастырь
Воскресенский Смольный монастырь

Воскресенский Смольный монастырь был основан императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году. Монастырь был выстроен на берегу Невы, в том месте, где при Петре I на так называемом Смоляном дворе гнали смолу для нужд флота. Елизавета задумала строить монастырь для себя, собираясь удалиться в него под старость.

Смольный монастырь — одно из самых грандиозных созданий Бартоломео Растрелли, выдающегося мастера 18-го столетия, построившего знаменитые дворцы Петербурга и Царского Села. Монастырь строился в течение ряда лет, и в конце концов так и остался незаконченным.

Первый проект Воскресенского Смольного монастыря был составлен еще в 1744 году, но заложен он был только в 1748 году. При Растрелли были выстроены «вчерне», без всякой отделки, главный Воскресенский Смольный собор и окружающие его здания (1748—1757). Достройка монастыря продолжалась при Екатерине II уже без участия Растрелли. Задуманная в проекте гигантская колокольня 140-метровой высоты так и осталась неосуществленной.

В недостроенном виде собор простоял до 1832 года, когда архитектору В. П. Стасову были поручены реставрация и достройка собора, а также возведение Вдовьего дома. О первоначальном грандиозном замысле Растрелли сегодня напоминает только большая деревянная модель монастыря, хранящаяся в музее Академии художеств в Петербурге.

«Смольный монастырь является классическим примером связи русского искусства с западноевропейской культурой и вместе с тем демонстрацией глубоко самостоятельных, органических путей его развития», — писал известный исследователь русского барокко Б. Р Виппер.

Здания Смольного монастыря, и прежде всего собор, отличаются необычным богатством архитектурных форм, овеянных сказочным духом древнерусских архитектурных ансамблей. В соборе Смольного монастыря Растрелли создал произведение, которое соперничает с величайшими шедеврами мировой архитектуры. Рассказывают, что архитектор Дж. Кваренги, убежденный сторонник принципиально иного направления в архитектуре — классицизма, тем не менее всякий раз, проходя мимо Смольного монастыря, снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!»

История Смольного монастыря оказалась недолгой — он просуществовал очень короткое время. В обители жило около 200 сестер. В 1764 году при учреждении монастырских штатов монастырь был определен в первоклассные и тогда же при нем было создано Общество для воспитания благородных и мещанских девиц. В 1768 году монастырь был упразднен и его здания переданы женскому Смольному институту благородных девиц.