В начале XIX века в Академии художеств открывается гравировально-ландшафтный класс. Один из талантливейших мастеров этого класса И. Ческий исполнил по рисунку Г. Сергеева вид Валаамского монастыря. Изображение монастыря на гравюре Ческого впервые отделяется от аллегорической композиции, но не является доминирующим. Гравюра сделана по законам пейзажного жанра: с кулисным построением первого плана, использованием световоздушной перспективы. Валаамский монастырь и его главный Спасо-Преображенский собор возвышаются на острове слева. Так монастырь выглядел со стороны Монастырской бухты.
Согласно легенде, первые поселения возникли на Валааме в IX-X веках, появление монастыря относят к XI-XII векам. Остров лежал на важном торговом пути «из варяг в греки», который проходил по Ладожскому озеру. Выгодное положение его неоднократно привлекало завоевателей. В начале XVII века Валаам вместе со всей Карелией был захвачен шведами и только после Северной войны возвращен. По указу Петра I в 1717 году началось восстановление монастыря, но каменное строительство развернулось в основном в XIX веке. К концу века сложился архитектурный комплекс архипелага.
Красота Валаама, необычность его ландшафта привлекали внимание писателей, композиторов, художников. Игумен монастыря Дамаскин выделил художникам келью, постепенно превратившуюся в своеобразную картинную галерею. На Валааме работали И. Шишкин, В. Поленов, А. Куинджи, Н. Рерих. Об этом острове писал Н. Лесков. Валаам вдохновлял П. Чайковского и А. Апухтина.
Троице-Сергиева лавра - один из известнейших монастырей в России. Основатель ее, Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского. В Смутное время келарь лавры Авраамий Палицын поднял на борьбу с поляками Минина и Пожарского, а когда был осажден монастырь, сам проявил незаурядный военный талант.