Размах и значение монастырского «строительства», влияние монастырей на различные стороны русской жизни отразились и в широком распространении их изображений. Они встречаются в рукописных сборниках, на иконах и гравюрах.
Самое раннее из экспонированных произведений - «Зосима и Савватий Соловецкие» было исполнено во второй половине XVII века в технике гравюры на дереве. Лаконичное контурное изображение предназначалось для раскраски. Оно окружено декоративной рамкой, имитирующей оклад иконы. Зосима и Савватий держат в руках модель Соловецкого монастыря. В этой гравюре повторена традиционная иконная композиция, где изображение святого сочеталось с видом основанной им обители.
Постриженник Кирилло-Белозерского монастыря инок Савватий вместе со своим сподвижником Германом и прибывшим позднее Зосимой на берегу Белого моря положили начало самому северному русскому монастырю. Соловки охраняли страну от морских вторжений и завязывали обширные культурные и торговые связи. Монастырь прославился восстанием во время исправления церковных книг. Печально известен он и как место ссылок.
Каменное строительство развернулось на Большом Соловецком острове в XVI веке. Были сооружены трапезная палата с Успенской церковью, главный Спасо-Преображенский собор, Никольская церковь. В 1594 году соловецкий монах Трифон воздвиг массивные крепостные стены с башнями, так 'что монастырь приобрел «величественный, приятный и вместе грозный вид». Гравюра настолько точно отражает монастырскую застройку, что датируется по отсутствию на изображении церкви Филиппа митрополита московского, появившейся в 1688 году. Это один из первых гравированных видов Соловецкого монастыря.