Государственный Русский музей обладает интересной коллекцией видов монастырей. Это гравюры на дереве и на металле, литографии и хромолитографии, исполненные в XVII- начале XX века известными граверами и безымянными мастерами. Гравюры, представленные на выставке, далеко не исчерпывают тему, однако позволяют по-новому взглянуть на это интересное явление в истории нашей культуры.
Русское монашество и монастыри возникают в XI веке при князе Ярославе Мудром. Если Владимир крестил Русь, то Ярослав укрепил и распространил новую веру. При нем возводится знаменитая София Киевская, «ставится» в митрополиты русский священник Илларион, при Ярославе «черноризцы почаша множитися и монастыреве начинаху быти», как сказано в Лаврентьевской летописи. Монастыри становятся политическими и культурными центрами русского государства. Для объединения Руси, избавления ее от татаро-монгольского ига много сделал основатель Троице-Сергиевой лавры Сергий Радонежский. Лавра была не только «крепостью духовной», но и отражала неприятельские набеги, оставаясь неприступной на протяжении пяти веков, после разорения в XV веке татарским ханом Едигеем. Выдерживал осады ливонского ордена и войска Стефана Батория Псково-Печерский монастырь.
Основанные в уединенных местах, обители способствовали освоению новых земель. Соловецкий монастырь распространял хозяйственную власть на весь Русский Север. Иркутский Вознесенский монастырь сыграл большую роль в колонизации Восточной Сибири.
В монастырях велось летописание. Легендарный Нестор был монахом Киево-Печерской лавры. За счет вкладов и переписывания книг пополнялись монастырские библиотеки, где хранились не только богослужебные, но и географические, военные, философские сочинения. В монастырях развивалось искусство украшения книг, иконописания, «шитья», создавались замечательные памятники архитектуры.