Ансамбль Александро-Невского монастыря окончательно сложился только в конце XVIII века трудами архитектора И. Старова. Он воздвиг и хорошо известный нам Троицкий собор. На литографии К. Беггрова, автора многочисленных петербургских видов, «выпускаемых» в 20-х годах XIX века, можно увидеть этот главный храм обители.
Гравюра с изображением Нового Иерусалима, по-видимому, была исполнена в XVIII веке. Как и виды Соловков она анонимна. Трогательной наивностью отличается вид монастыря: подробно «размечена» местность, где он расположился, тщательно изображен фасад главной достопримечательности - Воскресенского храма, помещена и фигура основателя обители патриарха Никона.
«Тщанием» Никона было устроено три монастыря: Иверский Валдайский, Крестный Кийский и Воскресенский Ново-Иерусалимский. Ново-Иерусалимская обитель - любимое детище патриарха. В создании этого монастыря воплотилась увлеченность Никона архитектурным творчеством и его желание создать храм, отображающий красоту Горнего Иерусалима, построенного по образцу святыни Иерусалима Палестинского.
Художник и историк искусства И. Грабарь писал, что Новый Иерусалим - «одна из самых пленительных архитектурных сказок, когда-либо созданных человечеством». Удачное местоположение монастыря на возвышенности, огибаемой рекой Истрой, мощные крепостные стены, как бы вырастающий из-под земли Воскресенский собор, украшенный поливными изразцами - все это заставляет вспомнить слова царя Алексея Михайловича, сказанные им, судя по легенде, на освящении обители: «Воистину благоволил Бог к устройству на этом месте монастыря: оно прекрасно, подобно Иерусалиму!»